Костюмы придворных в коллекции Эрмитажа и эрмитажные коты

Сегодня рассказ пойдет о костюмах придворных в коллекции Эрмитажа, но не обойдется без эрмитажных котов.

До середины 19 века на придворную службу принимали только лиц «придворнослужительского сословия». Кстати, у этого сословия были особые права и привилегии со времен Екатерины II: они освобождались от рекрутской повинности и личных податей. Со времен царствования Александра III поступить на службу при Дворе мог любой подданный Российской империи христианского вероисповедания в возрасте старше 16 лет после подтверждения его благонадежности дворцовой полицией. Конечно же, предпочтение при приеме на службу отдавалось детям придворных служителей, а также тем, кто отслужил в армии.

Подданные иностранных государств также могли занять некоторые должности, например, метрдотель или «араб Высочайшего двора». Иностранные граждане подавали прошение на имя Министра Двора, чтобы получить разрешение принять присягу на верность России. Прилагали множество документов и должны были принять христианство.

костюмы придворных

К.А. Ухтомский. Арапский зал или Большая столовая. 1860-е гг.

Большинство придворных служителей были мужчинами. Конечно, в свите императрицы и великих княгинь были придворные дамы и девицы, были женские должности при дворцовом телеграфе, телефоне, прачечной и на кухне.

Придворные служители делились на ранги. Высший ранг: камер-фурьеры, гоф-фурьеры, камердинеры, мундшенки, кофешенки, тафельдекеры, кондитеры, официанты и метрдотели. Низший ранг: камер-казаки, камер-лакеи, скороходы, вершники.

Все служащие при дворе были обязаны носить форменное платье. Ливреи были строго регламентированы и по знакам отличия можно было определить положение придворного при дворе.

Термин «ливрея» происходит от французского livreé и переводится как «выдаваемая государством и дворянством одежда для свиты». Придворная ливрея в европейском значении появилась в России при Петре I, окончательно сложилась в правление Екатерины II. В 1796 году были утверждены основные цвета ливреи (зеленый, красный, золотой) и описание одежды для основных придворных служителей. Полномасштабная реформа мундиров и ливрей была проведена при  Александре II. Утвержденная в 1857 году ливрейная одежда не претерпевала существенных изменений вплоть до 1917 года.

Для служителей было предусмотрено несколько видов формы: повседневная, воскресная, парадная, траурная, выходная (то есть уличная одежда, для выхода за пределы резиденции), вояжная и рабочая. Начиная со времен Александра III, исключительное право на изготовление ливреи для служителей Двора имела фирма «И.П. Лидваль».

Хранение костюмов

Ливрейные костюмы хранились в Ливрейной кладовой Зимнего дворца. В конце XIX — начале XX века в ней хранилось более 20 000 предметов одежды. Ливрейная кладовая была разграблена в 1917 году и только после Великой Отечественной войны был создан Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа, куда были переданы на хранение придворные костюмы.

Хранить одежду — сложно, необходимо поддерживать постоянную температуру и влажность, беречь от моли, проводить реставрации хрупких тканей, разрушаемых красителями тех времен. При создании костюмов не планировалось их длительное использование: дамы одевали платья 1-2 раза, а костюмы придворных рассчитывались на 1-2 года использования. На многих костюмах намеренно сохраняют пятна от духов и заплатки — это следы времени, свидетели эпохи.

Выставки костюмов Эрмитажа

Выставки костюмов проводились очень редко и всегда вызывали необыкновенный ажиотаж. И вот недавно, в декабре 2017 года в Эрмитаже открылась уникальная Галерея костюма. В дальнейших планах — создание Центра костюма и моды.

Галерея костюма в Реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая деревня» — это уникальная, не имеющая аналогов в мире выставка костюмов, открытое хранение 130 комплектов одежды от конца 17 до начала 20 века. Композиция содержит примерно 3% эрмитажного собрания костюмов, которое насчитывает 24 000 единиц хранения. Представлены костюмы династии Романовых, знаменитых княжеских семейств, крестьянские наряды, мундиры дворцовых слуг.

Открытое хранение костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня»

Открытое хранение костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня», фото Государственного Эрмитажа

Эрмитажные коты Эльдара Закирова

В 2012 году по заказу журнала «Эрмитаж» узбекский графический художник Эльдар Закиров создал портреты эрмитажных котов в костюмах придворных императорского двора, служивших на рубеже 19-20 веков. Шесть портретов были напечатаны в журнале. Эльдар старался не только точно отрисовать все элементы костюма, но и передать характер и сохранить портретное сходство каждого кота. Эльдар не был в Эрмитаже, ему прислали качественные фото костюмов и котов, по которым и были выполнены на компьютере работы. Художник старался создать портрет таким образом, чтобы он выглядел, как работа маслом в стиле классических портретов таких мастеров 18-19 вв., как Репин, Кипренский, Бугро. Мордочку одного из котов художник написал со своей кошки, похожей на эрмитажного собрата. Сайт Эльдара Закирова: www.eldarzakirov.com Кстати, после выхода этой серии открыток художник получал заказы от владельцев животных на изображение их питомцев в царских костюмах. Подробнее об эрмитажных котах >>>

Араб Высочайшего двора

В фондах Эрмитажа сохранилось около пятидесяти предметов одежды придворных арапов, или арабов Высочайшего двора, как их стали именовать с 19 века. Костюмы арапов были наиболее дорогими среди всех придворных костюмов.

Придворные арапы всегда следовали за Высочайшим Двором. А в императорском дворце арапы стояли при дверях во внутренних залах, близких к жилым покоям членов императорской фамилии. Арапы стояли при дверях в Ротонде и Арапском зале Эрмитажа, закрывали двери Малахитового зала по окончании торжественных церемоний. Ежедневное дежурство во дворце осуществляли двое арапов — старший и младший. Арапы закупали подарки на Рождество и это символизировало подношение даров волхвами, один из которых пришел из Африки.

Уже в далеком 16 веке арапчата жили в доме матери царя Михаила Федоровича. В 18 веке их уже можно было видеть во дворцах вельмож и даже у частных лиц. Тогда же арапы появились и в придворном штате. При дворе Екатерины I было 6 арапов, при Анне Иоанновне – 3. Во времена Елизаветы Петровны появились темнокожие скороходы, истопники и литаврщики. В начале 19 число арапов достигало 20. В середине и второй половине 19 века по штату полагались 8 арапов, а с конца столетия — 4. Многие арапы были выходцами из США.

Придворный арап — привилегированная должность. Годовое жалование в начале века составляло 600-800 рублей плюс бесплатная одежда, казенные квартиры и дополнительные выплаты к праздникам.

Хотя согласно словарю Даля «арап» — чернокожий человек из жарких стран, однако должность придворного арапа могли занимать и белокожие люди.

Парадный костюм придворного арапа. Кот Клаус

Парадный костюм придворного арапа кот в парадном костюме придворного арапа

Парадный арапский костюм состоял из 16 предметов: алые суконные шаровары, белый жилет и две куртки, бархатная шапочка-феска с кистью, шерстяная шаль длиной более 3 м. В отделке костюма использовался золотой галун, шнуры из золоченых и шелковых нитей, канитель. В начале ХХ века стоимость костюма составляла более 500 рублей в то время, как качественный обычный мужской костюм можно было купить за 6 рублей.

Повседневный костюм придворного арапа. Кот Василий Пушкин

кот в костюме придворного арапа повседневный костюм придворного арапа

В состав повседневного костюма арапа входили две куртки – красная (нижняя) и темно-зеленая (верхняя) с высоким красным воротником и кистями на полах, широкие красные брюки навыпуск, красная суконная шапочка с белым кисейным платком, зеленые кожаные башмаки.

Парадный костюм придворного официанта. Кот Кузьма

парадный костюм придворного официанта Кот в парадном костюме придворного официанта

При дворе готовили пищу более 80 человек (повара и их ученики, булочники и их подмастерья, хлебопеки, кондитеры и их подмастерья). В парадных залах заправляли трапезами императоров метрдотели, руководившие официантами. Слово «официант» пришло из французского языка, куда, в свою очередь, оно пришло из латинского, и обозначает «служащий». От этого же слова происходит название военной должности — «офицер».

Придворные официанты относились к высшим служителям. Они делились на несколько категорий по специальностям:

  • мундшенки, подававшие вино
  • кофишенки, готовившие и подававшие чай и кофе
  • тафельдекеры, отвечавшие за сервировку
  • кондитеры, готовившие и подававшие десерты

Бушлат придворного кондитерского подмастерья. Кот Рикки Старший

кот в бушлате кондитерского подмастерья бушлат кондитерского подмастерья

Парадный костюм придворного камер-фурьера. Кот Гаврила Ардалионович

парадный костюм придворного камер-фьюрера кот в костюме придворного камер-фьюрера

Камер-фурьеры фиксировали все события при дворе в камер-фурьерских журналах, управляли прислугой, помогали обер-церемонимейстеру. Парадное платье камер-фурьера — это малиновый ливрейный фрак со срезанными полами, от плеча до талии покрытый золотой вышивкой. Золотой бордюр окаймлял низ подола, борт и низ белого жилета под мундиром. Дополняли наряд белые шелковые чулки и черные туфли с пряжкой. Полагалась шпага. Камер-фурьерами часто становились гоф-фурьеры, заведовавшие прислугой и носившие похожее платье, но с более узкой вышивкой на фраке. Могли стать камер-фурьерами камердинеры и придворные служащие при Высочайших особах или при Императорском Эрмитаже.

Парадный костюм придворного скорохода. Кот Тигрик

Скороход — низший придворный служитель, скороходом мог стать молодой человек хорошего сложений. В обязанности скорохода входила доставка приглашений и маловажных бумаг, а также сопровождение членов императорского дома в церемониях и торжественных шествиях. Придворные скороходы носили ливрею с короткими фалдами, похожую на куртку, и головной убор в виде остроконечной шапки с пышным плюмажем из страусовых перьев.

кот в костюме придворного скорохода парадный костюм придворного скорохода

 

Также обратите внимание...

Добавить комментарий